ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ
(1927 - 2015)
18 ноября режиссёру Эльдару Рязанову исполнилось бы 95 лет.
ЦИФРЫ
67
лет в профессии
36
фильмов
40
наград

641
крылатая фраза
ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ
1) Поступление во ВГИК
Эльдар Рязанов поступал во ВГИК за компанию с приятелем. Ему предстояло пройти три экзамена. За первый он получил 3, за второй – 5. Его ожидало самое сложное испытание – собеседование.
Первым заговорил Григорий Козинцев, режиссер, набиравший курс. Он спросил у Рязанова, что он читал. Тот ответил нахально: "Ну, Пушкина, Лермонтова, и вообще я для своего возраста читал много". В комиссии почему-то засмеялись. Потом спросили, помнит ли Рязанов картину Репина "Не ждали" и спросили, сколько человек на ней изображено. Он начал вспоминать и ответил – шесть, но сделал ошибку.
Затем Рязанову включили музыкальную пьесу и спросили, какие зрительные образы возникают у него. У Эльдара Рязанова на тот момент «не возникало никаких образов», но он ответил банально: море, шторм, корабль, потерявший управление…
Его ответ не понравился Козинцеву, но он дал Рязанову еще один шанс. Экзаменатор попросил сочинить короткий рассказ, кончающийся вопросом: "Который час?". С этой задачей режиссер справился посредственно. После этого Рязанову еще задавали каверзные вопросы, но он "отбивался как мог". Все обошлось. Получив «тройку», он поступил во ВГИК.

+Студент ВГИКа
Любви друг к другу мы не питали: ни я – к институту, ни институт – ко мне .
— Эльдар Рязанов
2) Любимый посёлок
Более полувека Эльдар Рязанов жил в поселке Советский писатель. Дача была для него любимым местом. Ему нравилось строить, ремонтировать, а собирать грибы стало для режиссера вообще настоящей страстью.
Лес был также источником вдохновения для Рязанова. Стихотворение "У природы нет плохой погоды", ставшее саундтреком к фильму "Служебный роман" родилось у Эльдара Рязанова именно во время прогулки по лесу.
Рязанов почти все время находился в поселке, но на съёмки "Вокзала для двоих" он уехал надолго. За то время, что его не было, любимую дачу режиссера ограбили. Вскоре вора нашли, но Рязанов и другие пострадавшие от ограбления дачники написали письмо с просьбой проявить к нему снисхождение.

Рязанов на даче
У природы нет плохой погоды…
У природы нет плохой погоды
— Каждая погода благодать.
Дождь ли, снег — любое время года
Надо благодарно принимать.
Отзвуки душевной непогоды,
В сердце одиночества печать,
И бессонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать

Отрывок романса из фильма "Служебный роман"
3) Личная жизнь Рязанова
Рязанов был женат 3 раза. Его первая супруга - Зоя Фомина. Они учились вместе во ВГИКе, но девушка была старше его на три года. Она долго не воспринимала Рязанова всерьез, но он все равно добился ее расположения и в 1950 году они поженились. Спустя год у супругов родилась дочь Ольга. Зоя Фомина работала режиссером над документальными лентами "Твои книжки", "Спутник над лентой" и "Великая Отечественная". Они были женаты более 12 лет, но потом в семье начались недопонимания и конфликты. В это время Рязанов встретил и полюбил другую. В своем последнем письме к Зое он написал: "Расстаться с тобой – все равно что содрать кожу".
Рязанов и первая супруга Зоя Фомина
Вторая супруга Эльдара Рязанова – Нина Скуйбина. Она работала главным редактором киноработников "Мосфильма". Когда они познакомились, Нина была вдовой. Рязанов влюбился в Нину с первого взгляда. В то время он работал над фильмом "Берегись автомобиля", и коллеги замечали, что с ним происходит что-то необычное. Вскоре Эльдар и Нина поженились. Свои лучшие картины "Ирония судьбы, или С легким паром!", "Служебный роман", "Гараж" он снял в браке с Ниной. Официально она не работала с ним в одних картинах, но фактически была редактором всех его фильмов и часто присутствовала на съемках. В 1994 году Нина Скуйбина скончалась. Похоронив жену, Рязанов подготовил рядом место и для себя, а на ее могиле установил камень из двух половин. На одном из них была нанесена надпись "Нина Григорьевна Скуйбина-Рязанова", а под другим хотел лежать он сам. Уход любимой едва не убил самого Рязанова. После смерти Нины у него обострились все болезни. Близкие режиссера всерьез беспокоились о его здоровье.
Рязанов со второй супругой Ниной Скуйбиной
Однако через год в жизни Эльдара появилась журналистка Эмма Абайдуллина. Она была младше его на 14 лет. Они познакомились, когда в 1987 году Абайдуллина брала у Рязанова интервью. Она буквально вдохнула в него жизнь. Сам Эльдар Рязанов говорил, что живет только благодаря Эмме. Она оставалась рядом с ним до конца жизни. Эмма не выполнила завещания режиссера и добилась выделения ему другого места на Новодевичьем кладбище, вместо того чтобы похоронить рядом со второй женой. Друзья замечали, что несмотря на новый брак, портрет Нины Скуйбиной все равно стоял у Рязанова в кабинете.
Рязанов с третьей супругой Эммой Абайдуллиной
Женщина должна много значить для меня, чтобы я стал тратить на неё время и усилия .
— Эльдар Рязанов
4) Письмо жизни
Однажды Рязанову пришло письмо из Алма-Аты. Некая Татьяна Григорьевна писала: "Уважаемый Эльдар Рязанов, ваш фильм сумел сохранить жизнь моему сыну".
Она рассказала, что 25 лет назад её сыну Павлику понадобилась операция на сердце. Женщина знала, что эту операцию могли провести в Новосибирске, но, чтобы записаться, необходимо было узнать фамилию врача, который оперирует именно эти случаи. Интернета и электронной почты тогда не было.
Мать была в панике. И вдруг вспомнила "Иронию судьбы" Рязанова и идею, что в каждом советском городе есть улицы Ленина, Мира и Правды. Татьяна Григорьевна решила послать письма с просьбой о помощи по этим адресам. С улицы Ленина ей ответили и приютили с сыном. Ему успешно провели три сложные операции. А Эльдар Рязанов все годы хранил этот конверт, как самую дорогую реликвию.

То что мой фильм помог этой семье — это невероятно. И когда читаешь такие письма, то понимаешь, что стоило родиться и работать в том искусстве, в котором я работаю.
— Эльдар Рязанов
5) Самый прекрасный город на свете
Эльдар Рязанов считал, что Париж - самый прекрасный город на свете. Правда, сам режиссер видел город только из окна машины, когда ехал на съёмку. Там в конце 90-х Рязанов снял 20 программ из цикла "Парижские тайны", в которых рассказывал о жизни, карьере и навыках профессиональных французских актеров. Это было сложно, и Рязанов серьезно готовился к каждой съёмке, чтобы расположить к себе звезд.
Эльдар Рязанов с первой женой Зоей Фоминой в Париже в середине 60-х
Когда я Пьеру Ришару или Филиппу Нуаре говорил, как зовут его внука, или обнаруживал знание, какой сорт винограда он выращивает у себя на винограднике и сколько бутылок вина он делает, то мои герои таяли на глазах, что приезжает человек из другой страны и знает такие подробности. А зрители в результате, смотря в течение года мои "Парижские тайны", были просто уверены, что я живу в Париже.
— Эльдар Рязанов
6) Главное – быть человеком
Эльдар Рязанов вел программу "Панорама" на протяжении шести лет, был основателем "КиноСоюза", на протяжении двух лет возглавлял академию "Ника". При всем этом в Рязанове не было даже тени показного величия. Он не любил самодовольных, кичливых персон. Рязанов считал, что свойство настоящего художника – «вечное сомнение, а не вечное самомнение». Он был демократичен, предусмотрителен в общении с людьми. Говорил "вы" даже тем, что моложе него.
Конечно, Рязанов мог сгоряча накричать на человека на съемочной площадке за плохую работу. Он был легко воспламеняющимся, однако быстро отходил и приносил извинения. На актеров он не повышал голос никогда. Рязанов мог работать по 18 часов в сутки и просто не выносил сидеть без дела.
В жизни Рязанов был непривередливым и простым. В интервью известному советскому журналисту и кинокритику Леониду Павлючику он однажды признался, что предпочитает смокингам, бабочкам и лимузинам «разношенные ботинки, раздолбанные тапочки, растянутые свитера, заезженные машины. Однажды Рязанов сам позвонил в редакцию, чтобы поблагодарить Павлючика за рецензию в газете на свой фильм. По словам журналиста, это можно было сравнить только с тем, как если бы ему позвонил Чаплин или Ингмар, или маэстро Феллини.

ФИЛЬМОГРАФИЯ
"Карнавальная ночь"
Фильм "Карнавальная ночь" был первой работой Эльдара Рязанова, которую показали в кинотеатрах. Картина стала лидером советского проката в 1956 году: число проданных билетов составляло более 48 млн. По сюжету, работники Дома Культуры готовят к новогоднему карнавалу большую развлекательную программу. Но проведение праздника берется контролировать директор Дома Культуры - бюрократ Серафим Иванович Огурцов. У него свое видение карнавала. Огурцов хочет сделать праздник серьёзным и основательным, поэтому предлагает ввести доклады и лекции. Чтобы организовать хороший новогодний бал, работники решают пойти на хитрость.
Роль директора Огурцова исполнил Игорь Ильинский, роль Леночки Крыловой - Людмила Гурченко. Изначально Гурченко не смогла пройти пробы на роль Леночки по вине неопытного оператора. На её место взяли актрису Людмилу Касьянову. Скоро стало понятно, что Касьянова на роль не подходит. Гурченко предложили снова пройти на этот раз профессиональную пробу, и она получила работу.
"Гусарская баллада"
Фильм "Гусарская баллада" был снят по пьесе Александра Гладкова "Давным-давно". Картина вышла в 1962 году, специально к 150-й годовщине Бородинской битвы. Премьера состоялась 7 сентября - в день сражения. Действие фильма происходит во время Отечественной войны 1812 года. Основу сюжета комедии составляет история о девушке Шурочке, которая переодевается корнетом и отправляется на войну защищать отечество наравне с мужчинами.
Шурочку Азарову сыграла Лариса Голубкина. Фильм "Гусарская баллада" был дебютом актрисы. Роль поручика Дмитрия Ржевского исполнил Юрий Яковлев. На роль Кутузова не без сомнений утвердили Игоря Ильинского.
"Дайте жалобную книгу"
В 1956 году вышла поставленная на "Мосфильме" комедия Рязанова "Дайте жалобную книгу". Картина рассказывает о московском ресторане "Одуванчик", который пользуется у посетителей дурной славой. Грубость персонала, плохое обслуживание, нежелание выдавать жалобную книгу отталкивают клиентов. Пока однажды журналист Никитин и его друзья не решают помочь директору ресторана превратить "Одуванчик" в образцовое кафе.
Главные роли сыграли Олег Борисов (журналист Юрий Никитин), Лариса Голубкина (директор ресторана "Одуванчик" Татьяна Шумова), Анатолий Кузнецов (начальник краевого управления торговли Иван Ильич Кондаков). В фильме также снялось известное трио актеров: Вицин, Никулин и Моргунов. Они приняли легендарные образы Труса, Балбеса и Бывалого.
"Берегись автомобиля"
Комедия вышла в 1966 году. Это была первая совместная работа Эльдара Рязанова с кинодраматургом Эмилем Брагинским. В основу сюжета легла легенда о современном Робин Гуде, которую в те годы можно было услышать во всех крупных городах СССР. Этот герой, якобы, воровал машины у людей, зарабатывавших нечестным путём, и средства от продажи отправлял в детские дома. Фактами эта история не подтверждалась. Но зато у Рязанова и Брагинского появилось желание взяться за фильм. Опираясь на легенду, они создали героя Юрия с говорящей фамилией Деточкин. Скромный страховой агент, по совместительству актер самодеятельного театра, Деточкин оказывается ярым борцом за справедливость. Впервые в творчестве режиссера в комедийный фильм вступили трагикомические нотки.
Роль Юрия Деточкина исполнил Иннокентий Смоктуновский. Следователя, который берется за раскрытие преступлений "Робин Гуда", сыграл Олег Ефремов. Кандидатура Смоктуновского возникла еще в 1962 году. Но тогда актер играл в "Гамлете". Никто не знал, согласится ли Смоктуновский еще на одну роль. Играть Деточкина пригласили Юрия Никулина. Но когда Рязанов приступил к съемкам, Никулин уехал с цирком в долгое турне за границу. Он отказался от предложения. Потом на роль пробовались многие актеры, в том числе и Ефремов. Он мастерски играл Деточкина, но "сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек". Ефремов не подошел. В итоге Рязанову уговорил Иннокентия Смоктуновского сыграть Юрия Деточкина. Образ советского "Робин Гуда" популярен до сих пор: в 2012 году в Самаре открыли памятник Юрию Деточкину.
Нам хотелось сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребёнок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин.
— Эльдар Рязанов
"Зигзаг удачи"
Трагикомедию "Зигзаг удачи" сняли на "Мосфильме" в 1968 году. Вместе с Рязановым над сценарием картины работал Эмиль Брагинский. По сюжету, провинциальный фотограф Володя Орешников выигрывает по займу 10 000 рублей. Теперь он может исполнить свои мечты : купить профессиональную камеру, уехать с подругой в Москву. Но 20 рублей на покупку облигации он тайно взял из общественной кассы взаимопомощи. В итоге поднимается скандал, все ссорятся из-за выигрыша. Товарищи по работе, чтобы разобраться, организуют общественный суд.
Главные роли в фильме сыграли Евгений Леонов(фотограф Владимир Антонович Орешкин), Ирина Скобцева (фотограф Лидия Сергеевна), Валентина Талызина(председатель месткома Алевтина Васильевна), Евгений Евстигнеев(Иван Степанович Калачёв, жених Алевтины),Алексей Грибов(директор фотоателье Кирилл Иванович Полотенцев).
"Старики-разбойники"
В 1971 году вышла трагикомедия "Старики-разбойники". Фильм рассказывает о следователе Николае Сергеевиче Мячикове, которого хотят отправить на пенсию по возрасту. За два месяца он не раскрыл ни одного преступления, поэтому начальство решило отправить его «на покой». Но на самом деле причина в другом: "сверху" поступает указание освободить место для "своего" кандидата. Тогда Мячиков вместе со своим другом инженером Воробьевым решают украсть картину из музея. Раскрытием этого преступления следователь сможет доказать свою незаменимость. Картина Рембрандта "Портрет молодого человека с кружевным воротником", которую похищают герои, сейчас хранится в Эрмитаже. А лестницу музея, откуда следователь ворует картину, снимали на журфаке МГУ.
Следователя Николая Мячикова сыграл актер Юрий Никулин. В роли его друга, инженера Воробьева, выступил Евгений Евстигнеев. Роль кандидата "сверху" исполнил Андрей Миронов.
"Невероятные приключения итальянцев в России"
Комедийный фильм "Невероятные приключения итальянцев в России" Эльдар Рязанов снял в 1973 году совместно с итальянским режиссером Франко Проспери. По сюжету, в Риме умирает русская эмигрантка. Перед смертью она рассказывает своей внучке Ольге об огромном состоянии, которое спрятала когда-то в Ленинграде "подо львом". Девушка пускается на поиски сокровищ, а вместе с ней и все те, кто слышал тайну: врач, два санитара, пациент со сломанный ногой и итальянский мафиози.
Заявку на фильм в Госкино Брагинский и Рязанов подали еще в 1970 году. Проект стал актуальным довольно неожиданно. Причиной стали долги итальянской кинокомпании Дино де Лаурентиса "Мосфильму" после совместной работы над фильмом "Ватерлоо". Итальянцы искали новый проект, и заявка пришлась кстати. Правда, первый вариант сценария Дино де Лаурентису не понравился. Он попросил Рязанова и Брагинского сделать в фильме больше трюков и приключений. На новый сценарий Рязанова вдохновил фильм "Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир", который он однажды увидел в римской гостинице.
"Ирония судьбы, или с легким паром!"
Двухсерийный фильм был снят в 1975 году по пьесе Брагинского и Рязанова "С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь". К моменту экранизации эта пьеса шла с успехом по всем театрам Советского Союза. Но впервые фильм показали 1 января 1976 года. Тогда его посмотрели 100 миллионов человек. Год спустя фильм получил Государственную премию СССР. Сейчас картину показывают каждый год 31 декабря.
По сюжету, хирург Евгений Лукашин собирается встречать Новый Год со своей невестой Галей. По традиции, перед праздником он сначала отправляется в баню со своими друзьями. Там они изрядно выпивают и потом едут в аэропорт провожать друга в Ленинград. Но по ошибке улетает Женя. В Ленинграде полусонный Лукашин приезжает по московскому адресу в чужую квартиру. Тут он знакомится с хозяйкой квартиры, Надеждой Шевелевой. Встреча оборачивается неожиданным финалом.
Главные роли сыграли Андрей Мягков (хирург Евгений Лукашин),Барбара Брыльска (учительница русского языка и литературы Надежда Шевелёва), Юрий Яковлев (Ипполит Георгиевич, жених Нади), Ольга Науменко (Галя, невеста Жени) и многие другие. Рязанов подбирал актеров на роль очень тщательно. Сам режиссер сыграл эпизодическую роль - пассажира в самолете, на которого постоянно падает спящий Лукашин. Рязанов признался, что расстроился, когда увидел у себя в кадрах проглядывающую лысину.
На роль Нади Шевелевой пробовались много актрис. В итоге подошла польская актриса Барбара Брыльска. Препятствием для актрисы стал её хриплый голос и сильный акцент. Тогда Рязанов решил совместить внешность актрисы с голосами Пугачевой и Талызиной.
А самые известные фразы фильма "Какая гадость эта ваша заливная рыба" и "О, тепленькая пошла" - не что иное, как импровизация Юрия Яковлева. Рыба действительно была плохой, а теплую воду в павильонах "Мосфильма" найти было сложно.
"Служебный роман"
Фильм сняли в 1977 году. Год спустя картина была лидером проката - свыше 58 млн зрителей. В "Служебном романе" Эльдару Александровичу впервые была предоставлена полная свобода в выборе актёров, поэтому пробы не продлились долго. Множество актёров были связаны с его предыдущим хитом — "Ирония судьбы, или с лёгким паром!". После оглушительно успеха Андрея Мягкова в роли романтика Жени Лукашина, Рязанов долго пытался создать ему образ безынициативного недотепы. Мягкову специально налепили такие усики и очки в грубой оправе, чтобы он в начале фильма производил как можно большее впечатление "канцелярской крысы".
А вот Олег Басилашвили долго ходил за Рязановым. Басилашвили не хотел играть "неприятного" Самохвалова и уговаривал режиссёра взять его на роль Новосельцева. Но уже во время съемок сам признался, что роли Эльдар Александрович распределил верно. Кстати, на съёмках фильма Басилашвили должен был водить машину, а он ни разу до этого не сидел за рулём. В итоге один раз он чуть не разбил камеру, а в другой раз – въехал в киоск "Союзпечать".
"Гараж"
Сатирическая трагикомедия "Гараж" вышла в 1979 году. Действие картины происходит в СССР в вымышленном НИИ "Охраны животных от окружающей среды". Сотрудники института организовали гаражный кооператив "Фауна". На очередном заседании они узнают, что на территории, отданной раннее под гаражи, планируют проводить скоростное шоссе. В связи с чем количество гаражей придется сократить. Список сокращаемых уже составили, собранию нужно только утвердить его. И все прошло бы спокойно, если бы не сопротивление сокращенных и вмешательство одной из пайшиц кооператива, Елены Павловны Малаевой. Её роль исполнила Лия Ахеджакова. Также в фильме сыграли Ия Саввина, Светлана Немоляева, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный, Андрей Мягков, Леонид Марков, Игорь Костолевский, Глеб Стриженов и многие другие.
В основу сюжета легла реальная история гаражно-строительного кооператива "Мосфильма", в котором состоял и сам Рязанов. Тогда его сильно поразил этот случай и подтолкнул к созданию сценария. Весь фильм сняли всего за 24 дня. Рязанов хотел видеть в картине лучших актеров, но их удалось отпросить с театров всего на месяц. Чтобы успеть, актеров снимали тремя камерами сразу. Им приходилось играть в полную силу. У съемочной команды не было праздников и выходных.
"Вокзал для двоих"
В 1982 году вышла мелодрама "Вокзал для двоих". О происхождении сюжетной линии фильма спорят до сих пор. По одной из версий, идею для киноленты подкинул композитор Микаэл Таривердиев. Именно он попал в своё время в ситуацию, ставшую основой сюжета. Композитор был в серьезных отношениях с одной актрисой. Они вместе ехали в автомобиле, и Таривердиев уступил ей водительское место. Этот заезд закончился смертельным ДТП – погиб пешеход. Композитор решил взять вину на себя. Судебное разбирательство продлилось два года – Таривердиева в итоге амнистировали. Отношения же с этой актрисой у музыканта развалились.
По другой версии, в одном из выпусков передачи "Следствие вели" была рассказана практически идентичная фильму история, произошедшая в 1972 году в городе Петушки. Доподлинно неизвестно, из какого источника Рязанов взял эту историю.
Вокзал для двоих" — мой третий фильм о любви. Им как бы замыкается трилогия, в которую входят "Ирония судьбы" и "Служебный роман". Сценарий, написанный Эмилем Брагинским и мной, рассказывал, казалось бы, о том же самом, что и в прежних работах: как в нашей стремительной, изменчивой, быстротекущей жизни два прекрасных, но не очень-то везучих человека находят друг друга. Их знакомство начинается ссорой, взаимной неприязнью, но постепенно, в процессе всматривания друг в друга души наших героев раскрываются, с них слетает неприятная шелуха, которая, по сути, оказывается оборонительным заслоном.
— Эльдар Рязанов
"Жестокий романс"
Фильм "Жестокий романс" был снят в 1984 году. За основу фильма Рязанов взял пьесу Островского "Бесприданница". На главную роль режиссёр пригласил молодую начинающую актрису Ларису Гузееву. Актриса приехала на пробы в обрезанных рваных джинсах, разных сандалиях, с длинными ногтями, раскрашенными в разные цвета и с вплетёнными в длинные, распущенные волосы купюры. Она курила "Беломор", сплевывала сквозь зубы. В общем, ничего общего с главной героиней у нее не было. Но всё же Рязанов предпочел Ларису Гузееву всем остальным.
На съемках также произошёл и неприятный случай. Снимался эпизод, когда Карандышев догоняет "Ласточку" и поднимается на её борт, чтобы вернуть Ларису. Актёр Андрей Мягков сидел в лодке и не заметил, как подплыл к пароходу слишком близко. Внезапно по носу лодки ударила одна из лопастей пароходного колеса, и лодка опрокинулась. Мягкова увлекло в образовавшуюся от колеса воронку. Никто не успел ничего сделать, когда актер уже скрылся под водой. К счастью, скоро Андрей Васильевич вынырнул и на нём не оказалось ни одной царапины.
ПРАВИЛА ЖИЗНИ
Когда я снимаю фильмы, мне просто некогда болеть. Как только фильм кончается, болезнь и хвороба начинает выползать из всех щелей. Поэтому для меня - это рецепт только для меня - мне надо все время работать.
Эльдар Рязанов
Режиссёр
Я никогда не пробовал наркотики, но читал про это много. Кино пострашнее любого наркотика. Человек, попробовавший кино, добровольно не уходит, есть только единичные случаи.
Эльдар Рязанов
Режиссёр
"Просвещая - развлекать! Развлекая - просвещать!" - таков мой девиз.
Эльдар Рязанов
Режиссёр
Нет ничего хуже, чем, обманывая, казаться лучше.
Эльдар Рязанов
Режиссёр
Тот, кто думает, что благородный человек - это такой человек, который совершает благородные поступки, жестоко ошибается. Благородный человек - это такой человек, который не совершает неблагородных поступков.
Эльдар Рязанов
Режиссёр
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ДРУЗЬЯ О РЯЗАНОВЕ
Когда мы были молодыми, мы вместе с Рязановым смотрели "Карнавальную ночь" и были в восторге от выступлений Людмилы Гурченко. Эльдар Александрович тогда был таким подвижным и даже пританцовывал. Он еще тогда заметил, как я восторженно смотрю на выступление Люси. И уже потом, через много лет, он снял нас вместе в картине "Старые клячи". И сцену, где я должен был поцеловать Гурченко, сделал нарочито длинной, зная, как я ценю творчество Гурченко. Из-за этого затяжного поцелуя мы потом всей съемочной группой хохотали. И, надо сказать, у него на площадке всегда была положительная атмосфера. Это был потрясающий человек, чрезвычайно талантливый. И когда он открыл свой клуб "Эльдар", то мы были с ним и там, потому что это великий мастер.
— Михаил Державин, актер театра и кино
На картинах Рязанова выросло не одно поколение жителей нашей страны, и десятилетия спустя память о нём не померкнет. Его фильмы будут смотреть, потому что это классика, а классика не умирает.
Владимир Мединский, министр культуры РФ
Если меня попросят сказать, каким я помню Рязанова, то я вспоминаю его только с улыбкой. Мне кажется, что чувство юмора у него еще появилось до его рождения. Он обладал иронией, юмором, но очень добрыми. На него никогда нельзя было обижаться. Он ушел. Это большое горе, я сама не так давно пережила такую потерю и я искренне сочувствую и соболезную его жене Эмме.
Светлана Немоляева, актриса
Рязанов природой создан, чтобы снимать кинокомедии. Вместе с актерами он радуется любой находке, даже если она от лукавого, даже если и не войдет в картину, но рождена искренней заинтересованностью. Людям с ним тепло. Жадность к работе у него неутолимая. Если все мои мысли о Рязанове свести в формулу, то можно сказать: талантливый режиссер и очень хороший человек. Интересно было бы дать ему поставить одно из произведений Достоевс кого. Он и там смог бы на первый план поставить все светлое, радостное и жизнеутверждающее, что заложено в трагедийнейшем из русских писателей.
Анатолий Папанов, актёр театра и кино
Рязанов принадлежит к лучшей части человечества - к тем, кто органически неспособен на предательство. Такие люди драгоценны потому, что порядочность - их главная политика. Благодаря таким людям я не потерял веры ни в родину, ни в человечество, ни в искусство. На прощание Рязанов подарил мне ботфорты Сирано, снятые по моей мерке - а вдруг еще пригодятся.
Евгений Евтушенко, поэт
Уже давно ясно, что Рязанов - явление космическое. Главный признак пришельца из космоса - это заряд энергии, явно нечеловеческий. Видевшие его на съемках подтвердят, что вокруг него создается мощное энергетическое поле! Тяга к космосу, к небу проходит через все его фильмы. Творческий потенциал Рязанова беспределен: он режиссер, драматург, поэт, актер, телеведущий. И он отвечает, что каждый человек - тоже дитя космоса, и сколько бы земная грязь к нему ни липла, его задача - отряхнуться и воспарить над судьбой. И зрители подпитываются от него энергией и идеями. Сам "энергоноситель" иногда устает от бесконечной земной суеты, ворчит, хандрит и печально поднимает глаза к нему, как бы ища защиты. Но тут все мы, его друзья, усаживаем его за стол, наливаем бокал и произносим тост, торжественный и жалостливый.
Григорий Горин, писатель-сатирик и сценарист
Жаль, что Эльдар Александрович не видел хорошие российские комедии последних лет. Уверен, он бы оценил многие из них. А вообще, так печально, что так и не поговорили серьезно, так и не обсудили многое. Жаль. Теперь уже поздно. Никакого "потом" не бывает. Надо бросать все и встречаться, а не локти сейчас кусать...
Кирилл Серебренников, режиссёр
Великий режиссер нашей эпохи. Даже нескольких эпох — пятидесятых, шестидесятых, семидесятых и так далее. Эйзенштейн когда-то сказал о Кулешове: «Мы делали кинокартины, он делал кинематограф». Рязанов на самом деле был еще мощнее — он делал время, людей, отношения, стиль существования. Я был с ним знаком довольно хорошо. Давно, правда. Помню его сорокалетнего, сильного, веселого, умного, доброго и бесконечно талантливого — это было в каждом его слове, в каждом жесте. Жаль, страшно жаль. Прощайте, дорогой Эльдар Александрович.
Денис Драгунский, писатель
У каждого из нас своя Россия. Я жил в России Рязанова. Теперь он ушел. И этой России почти совсем не осталось.
Борис Берман, журналист
Его фильмы на многие годы были утешением, объяснением в любви, сочувствием и сопереживанием. Это особая миссия, которую взвалил на себя этот человек – художник, поэт и хулиган. Да, я его видела и в проявлениях хулиганства. И никогда это не было грубым, обидным и мелким. Это было хулиганство человека веселого. И никогда я не видела на его лице серьез, от которого мухи дохнут и лампы гаснут.
Лия Ахеджакова, актриса